История политических и правовых учений
Для успешной сдачи дисциплины необходимо:
1) Самостоятельно изучить ресурсы электронной библиотеки СДО, содержащий видео-лекции, видео-консультации, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) (не обязательно).
2) До сдачи основного теста, пройти тренировочное тестирование – «Самопроверка» (не обязательно).
3) Принять участие в Интернет-коллоквиуме - обсуждаются темы коллоквиума (обязательно выполняется, если он открыт).
4) Защитить курсовую работу, защита проводиться в Интернет-коллоквиуме (обязательно выполняется, если Вы писали курсовую работу).
Защита состоит из двух этапов:
- первая этап: написание аннотации к курсовой работе.
- второй этап: ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
5) В период сессии, пройти основное тестирование, в режиме on-line – «Итоговое тестирование» (выполнять обязательно, по результатам этого тестирования выставляется оценка в зачетную книжку)
История политических и правовых учений
Для успешной сдачи дисциплины необходимо:
1) Самостоятельно изучить ресурсы электронной библиотеки СДО, содержащий видео-лекции, видео-консультации, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) (не обязательно).
2) До сдачи основного теста, пройти тренировочное тестирование – «Самопроверка» (не обязательно).
3) Принять участие в Интернет-коллоквиуме - обсуждаются темы коллоквиума (обязательно выполняется, если он открыт).
4) Защитить курсовую работу, защита проводиться в Интернет-коллоквиуме (обязательно выполняется, если Вы писали курсовую работу).
Защита состоит из двух этапов:
- первая этап: написание аннотации к курсовой работе.
- второй этап: ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
5) В период сессии, пройти основное тестирование, в режиме on-line – «Итоговое тестирование» (выполнять обязательно, по результатам этого тестирования выставляется оценка в зачетную книжку)
Вопросы
1) _______________ писал: «Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов» (вписать только фамилию)
2) В работе «О духе законов» (1748 г.) _______________ жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотичной властью (вписать только фамилию)
3) Взяв за основу - моральные категории добра, зла, отношения к труду, Фараби делит города-государства на добродетельные, коллективные и _______________
4) Выявите соответствие:
5) Право, юридический закон по Фихте вытекает из
6) Взгляды _______________ изложены в таких трудах, как «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750 г.), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.), «О политической экономии» (1755 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.)
7) Выявите соответствие:
8) Идея «государства благоденствия» и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. _______________ столетия (вписать век, желательно латинскими цифрами)
9) Джеймс Мэдисон отстаивал идею создания в США _______________ формы правления
10) _______________ создал всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом:
11) _______________ первым в истории русской политической мысли разработал идеи «меркантилизма», имевшие широкое распространение в Западной Европе
12) В центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы. Выявите их соответствие:
13) Крылатая фраза «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» принадлежит _______________ – выдающемуся мыслителю эпохи европейского Просвещения
14) Установите последовательность этапов развития права, выделенных Ф.К. Савиньи:
15) Под влиянием стоицизма сформировалась концепция _______________, последнего крупного политического мыслителя Древней Греции (вписать только фамилию)
16) Предметом истории политических и правовых учений является:
17) Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное управление. К «правильным» он относил такие формы, как (более одного правильного ответа)
18) Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. К «правильным» Аристотель относил такие формы, как: (более одного правильного ответа)
19) Установите последовательность исторических типов права, в соответствие с учением Макса Вебера:
20) Один из первых историко-политических памятников древней мысли «Закона Ману» был письменно оформлен в
21) Против философии Эпикура выступили _______________, утверждавшие, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению
22) Идеалами демократической республики, высшим благом человека, как подчеркивал _______________ в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора (вписать только фамилию)
23) Утверждение свободы теоретик плюралистической демократии Гарольд Ласки связывал с установлением нового общественного строя - _______________ демократии.
24) В своих вероучении и в учении о нравственности, _______________ пошел гораздо дальше Лютера. Его учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма (вписать только фамилию)
25) Автором «Илиады» и «Одиссеи» является
26) _______________ – немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, мир как «вещь в себе» у которого предстает как безосновная «воля»
27) Если основная тема Средних веков - Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения - _______________
28) Под влиянием стоицизма сформировалась концепция ___________, последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Он утверждал, что всякое общество, подобно живым организмам, проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества – бесконечное движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются»
29) Даниил Заточник в своем «Молении» разделяет многие представления Илариона и Владимира _____________о задачах и устройстве политической власти великого княжества, но он уже подчеркивает необходимость «царской грозы», направляемой против внешних врагов и внутренних беззаконников, в частности, против боярского самоуправства
30) В работе «Рассуждение о добровольном рабстве» _______________ писал: «Тирания держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное, чтобы от него избавиться, надо народ просветить».
31) Укажите авторов следующих высказываний (только фамилию):
32) _______________ – профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов, назвавший свою концепцию «эмоциональной теорией».
33) Отцом арабской философии считается
34) «Я не сомневаюсь, – писал _______, – что если бы истина: три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии»
35) _______________ – разработал положения теории «русского социализма» и пытался найти формы и методы соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способы воплощения в жизнь теоретических («книжных») принципов социализма.
36) Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть -- монархию, власть оптиматов – ______1_______и власть народа -______2_______
37) Социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности, и разделение людей на три этические категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо Жень, являются основой учения
38) Определите соответствие теорий происхождения права и их авторов:
39) Одним из видных идеологов христианской церкви и западной патристики древнего Рима является
40) ___________ – Французский философ и социолог, родоначальник позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки.
41) Отстаивая центральную идею исторической школы о национальном развитии права, __________утверждал, что только с возникновением народов начинается собственная история права
42) В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324-1326 гг.) ______________ возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.
43) Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является ______________
44) Мусульмане утверждают, что Бог открыл себя людям в четыре этапа. «Сначала через Авраама Бог открыл свою единственность, а затем через Моисея дал людям Десять заповедей; через Иисуса Он открыл Золотое Правило – что мы должны любить ближнего как самого себя; и, наконец, через ______________он открыл, как осуществлять все это на практике, в частной и в общественной жизни».
45) В целом план и программа реформ ________________ были пронизаны духом либерализма, идеи которого были столь популярны в Европе. Об этом свидетельствует множество ссылок в его трудах на авторитетных западноевропейских мыслителей. Причем он проводит тождество исторического пути России и Европы, в частности он сравнивает Россию с Францией. В его работе «Введение к уложению государственных законов» от 1809 г., мы можем встретить множество фраз и заметок, свидетельствующих о проведении явной исторической параллели.
46) Постичь четыре священные истины: мир - страдание; страдание - от страстей и желаний; освобождение от страданий – в нирване; существует восьмеричный путь праведной жизни, следуя которому и отказываясь от всего мирского каждый может достичь нирваны, призывал своих сторонников
47) Укажите автора:
48) «… пороки, которые замечались в государствах Миноса, Ликурга, Солона, Харонда, Ромула, Платона, Аристотеля и других созидателей государств, уничтожены в нашем Городе Солнца… ибо все наилучшим образом предусмотрено, поскольку этот Город зиждется на учении о метафизических первоосновах бытия, в котором ничто не забыто и не упущено»
49) Непререкаемой догмой средневекового христианства являлось: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от бога установлены» - ибо
50) Непререкаемой догмой средневекового христианства являлось: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь… Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» - ибо
51) Непререкаемой догмой средневекового христианства являлось: Когда человек живет по своему – он подобен дьяволу. При этом желание человека жить по Богу порождается лишь божией благодатью, которая ниспосылается только «избранным» - человеку
52) Непререкаемой догмой средневекового христианства являлось: грех-первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божьему, у которого нет неправды и который умеет распределять различные наказания соответственно вине согрешившего - Божию
53) Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. Восстановите этот порядок:
54) Необходимость государства _______________ связывал не с практическими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостижимому миру.
55) Теоретическое кредо исторической школы было сформулировано ______________ в 1814 г. в его знаменитом памфлетном сочинении «О призвании нашего времени в области законодательства и юриспруденции»
56) В своих рассуждениях, _______________ исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл – «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность.
57) _______________ – выдающийся русский историк, литератор, общественный деятель, который считается одним из основоположников российского консерватизма, придерживался взглядов, противоположных теории естественного права.
58) Содержанием понятия «ли» в конфуцианстве является
59) Высказывание «Думаю, дело в том, что жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное называть хорошим, – когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. ….Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных…» принадлежит
60) Тезис о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, дал основание считать его одним из главных создателей концепции «правового государства»
61) Каким авторам принадлежат следующие высказывания:
62) ____________ – известный государственный деятель, предложивший реформу всей структуры государственной власти на базе передовых идей XVIII в. Из того немного, что удалось довести хотя бы до частичного воплощения, можно назвать перестройку центрального управления - образование министерств, Государственного совета и введение в систему чинопроизводства критерия образования.
63) В основе ___________ лежит понятие «дао» (буквально – путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба
64) Все религии воспринимают сложившуюся политику как мир насилия и вражды. Они создают противовес этой политике, проводят в жизнь свою политику мира, любви и сострадания, милосердия. Мировые религии своим объектом избрали не совершенное государство, а совершенную _______________человека
65) Какие из перечисленных наставлений относятся к ценностям родового строя, а какие христианства?
66) Предприняв в своих трудах попытку изложить проект идеального общества (города-государства), Фараби делит города-государства на добродетельные, коллективные и ______________
67) Против философии Эпикура выступили _____________. Вслед за Аристотелем они утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению
68) На первый план в _______________ выдвинута идея сильной централизованной царской власти, а государю как неограниченному самодержавному правителю рекомендуется руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга